Святые покровители

Преподобный Сергий Радонежский

— основатель и духовный наставник; (аналойная икона с частицей мощей преподобного хранится в Сергиевском храме)

Преподобный Григорий Голутвинский

— как первый игумен;

Святой благоверный князь Димитрий Донской

— инициатор создания и устроитель монастыря;

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский

— основатель и духовный наставник; (аналойная икона с частицей мощей преподобного хранится в Сергиевском храме)

Преподобный Варсонофий Оптинский и Староголутвинский

бывший игуменом монастыря с 1912 по 1913 гг. (икона с частицей мощей великого старца хранится в Богоявленском соборе);

Преподобномученик Никон Староголутвинский

 

бывший игуменом монастыря с 1925 года до закрытия в 1929 году;

14

Священноисповедник святитель Феодосий (Ганицкий)

с 1920 года епископ Коломенский и Бронницкий, при жизни имевший особую любовь к обители, мощи которого ныне покоятся в Богоявленском соборе.

Житие

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним…

Читать дальше

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Житие

Преподобный Григорий Голутвинский

Житие Григория Голутвинского составлено не было, лишь несколько скупых строк посвящено ему в Житии преподобного Сергия.

Великий князь Дмитрий Донской во исполнение данного перед Куликовской битвой обета основать обитель в память о помощи Божией просил преподобного Сергия построить монастырь в вотчине великого князя. Троицкий старец, дав свое благословение, воздвиг церковь в честь Богоявления Господня в Голутвине под Коломной и отпустил одного из своих учеников, священноинока Григория, мужа благоговейного, исполненного многих добродетелей, в новый монастырь на должность строителя, как говорит об этом Житие аввы Сергия.

В глухом лесном урочище, раскинувшемся по берегу реки Москвы при впадении ее в реку Оку, месте не только очень красивом, но и стратегически важном (рядом находился брод через Оку, по которому в Московское княжество проходили не только торговые караваны с Востока и юга, но и совершали набеги кочевники), селились разбойники и бродяги – «голутва», промышлявшие грабежом торговых караванов. Именно из-за них и закрепилось такое название за этим местом.

Монастырь был основан около 1385 г. Вскоре затем там собралась многочисленная братия, и по примеру Троицкой обители устроилось общежительство. Монастырь процветал; как величайшие святыни хранились в нем аналойный крест – вклад преподобного Сергия, его ризы из простой материи, подаренные им юной обители, и его игуменский жезл, оставленный в благословение первому ее игумену

 

Житие

Святой благоверный князь Димитрий Донской

День памяти: 19 мая
Явление иконы Свт. Николая Димитрию Донскому

Св. Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Читать дальше

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Житие

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский

Святитель Филарет — один из самых замечательных подвижников XIX в. Пастырь, выдающийся богослов, он всю свою жизнь подчинил воле Божией и трудился ради славы Господней. Освященный Собор Русской Православной Церкви, исследовав жизнь и святительское служение митрополита Московского и Коломенского Филарета, стяжавшего своей молитвой и подвигами обильные дары Божественной благодати, прославил во святых этого богомудрого архипастыря, которого в народе считают великим светильником православной веры.
Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1783 г. в Коломне Московской губернии. Первоначальное воспитание получил дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. поступил в Коломенскую Духовную семинарию, в 1800 г. продолжил образование в Троицкой Духовной академии. Большое внимание и усердие проявил при изучении греческого и еврейского языков, по окончании учебного курса был преподавателем этих языков. С 1806 г. начинается проповедническая деятельность будущего святителя, в это же время его назначают преподавателем красноречия. После принятия монашеского пострига в 1808 г. будущего святителя Московского переводят в Санкт-Петербург, с определением быть инспектором Духовной академии и профессором философии. Все значительные события церковной жизни в столице не обходились в то время без «Слова», составленного этим богомудрым подвижником.

 

 

 

Читать дальше

С 1812 г., уже в сане архимандрита, св. Филарет возглавляет Санкт-Петербургскую Духовную академию как ректор и преподает богословие. Отечественная война 1812 года произвела на св. Филарета сильное впечатление, он объяснял успехи России в войне против Наполеона нравственными причинами.
В 1817 г. архимандрит Филарет был возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, через два года назначен архиепископом Тверским и членом Синода, в 1820 г. он возглавляет Ярославскую кафедру, а с 1821 г. и до самой кончины был митрополитом Московским и Коломенским.
С именем святителя Филарета связана работа по переводу Священного Писания на русский язык. Благодаря этому христиане России ныне имеют возможность внимать Слову Божию на доступном языке. Полная Библия на русском языке, с указанием на титульном листе: «По благословению Святейшего Синода», была издана в 1876 г., уже после смерти святителя.Как известно из истории, святитель Филарет был знаменитым проповедником, его называли «московским Златоустом», самой большой наградой святитель считал для себя принятие с добрым намерением его слов. Проповеди его были услышаны не только в России, а были переведены на немецкий и французский языки.
Любовь к богослужению и частной молитве были характерной чертой его подвижнического пути. Он не только священнодействовал, но и сам, как простой инок, принимал участие в чтении и пении в лавре, в домовой церкви, в Гефсиманском скиту и других церквах Московской епархии. Святитель Филарет был миротворцем: если замечал вражду между кем-либо из своих пасомых, то прилагал все усилия к умиротворению. Внутренний духовный мир и нравственные качества митрополита Филарета более всего видны в его мудрых изречениях, которые содержатся в его «Словах» и частных письмах к духовным и мирским людям.
Любвеобильный пастырь проявлял внимание как к коронованным особам и государственным мужам, так и к чадам Церкви, отбывающим наказание в тюрьмах и на каторге. Известна молитва, составленная для заключенных святителем.

«В наше многомятущее время мы много хвалимся, да мало каемся, а время советует меньше хвалиться, да больше молиться», — говорил святитель Филарет, он глубоко понимал духовную жизнь, жил ею и передавал ее другим. При жизни еще святитель был наделен от бога особыми дарованиями: утешения скорбящих, исцеления больных, провидением, молитвенным дерзновением, милосердием. Канонизирован митрополит Филарет в 1994 г. в Москве.• Начало подготовки издания полного перевода Библии на русском языке, которая должна была занять свое место рядом с церковнославянской Библией, относится к первой четверти XIX в. В 1825 г., в связи с закрытием русского Библейского общества, издававшего переводы, работа была приостановлена. Возобновилась она в начале 1850-х гг. по инициативе Святейшего Синода и велась силами четырех Духовных академий до первой половины 1870-х гг., и в 1876 г. появился «синодальный» перевод Библии.

Житие

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ

Преподобный Варсонофий (Плиханков), старец Оптиной пустыни

Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И… отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!..»

А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя. Как-то ноги сами собой привели его в небольшой бедный монастырь, посвященный святому Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского, долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным, постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор: в какой обители положить начало…

Читать дальше

иноческому подвигу? В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии.

…Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали.

— Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий…

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Через два года приезжайте, я вас приму». По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу.

Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха…

В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобный старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже «воздвизалось напастей бурею», люди утопали в его волнах…

Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. С.М. Лопухина рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее и позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться»…

Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по послушанию. В 1910 году, также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому… Молил врачей, родных, ничего не помогло… Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, — растерянно восклицает мать, — он же глухой…» — «Это он тебя не слышит, — отвечает старец — а меня слышит», — и снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса и он покорно кивает головой… После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте…» Причащался старец ежедневно.

1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».

Житие

Преподобномученик Никон
(Беляев)

(Память — 10 декабря).

Преподобномученик Никон родился в 1886 г. в селе Савельево Московской губернии в семье священника Николая Беляева, и в крещении был назван Георгием. В 1902 г. он окончил Коломенское духовное училище, в 1908 г. — Московскую духовную семинарию, и был назначен учителем в школу в селе Чашниково Московского уезда. При школе был интернат, где дети жили во время обучения, и Георгий со временем стал для них не только учителем, передающим знания, но и мудрым воспитателем, и любящим отцом. Георгий организовал Троице-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. Желая получить для кружка как можно больше полезных книг и брошюр, он обратился к архиепископу Никону (Рождественскому), занимавшемуся в то время миссионерской и издательской деятельностью, с которым находился в давних дружеских отношениях. Выслав книги и брошюры, владыка в феврале 1917 г. писал Георгию: «Радуюсь, что открывается ваш кружок миссионерский. Помоги вам Бог. Если бы мое здоровье позволяло, сам бы поехал на его открытие. Приветствую его от души. Пишите: какие будут нужны пособия и листки. Нельзя дольше дремать. Волки бродят кругом… И пастыри, и подпаски — все должны стоять на стороже».

 

 

 

Читать дальше

С 1812 г., уже в сане архимандрита, св. Филарет возглавляет Санкт-Петербургскую Духовную академию как ректор и преподает богословие. Отечественная война 1812 года произвела на св. Филарета сильное впечатление, он объяснял успехи России в войне против Наполеона нравственными причинами.
В 1817 г. архимандрит Филарет был возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, через два года назначен архиепископом Тверским и членом Синода, в 1820 г. он возглавляет Ярославскую кафедру, а с 1821 г. и до самой кончины был митрополитом Московским и Коломенским.
С именем святителя Филарета связана работа по переводу Священного Писания на русский язык. Благодаря этому христиане России ныне имеют возможность внимать Слову Божию на доступном языке. Полная Библия на русском языке, с указанием на титульном листе: «По благословению Святейшего Синода», была издана в 1876 г., уже после смерти святителя.Как известно из истории, святитель Филарет был знаменитым проповедником, его называли «московским Златоустом», самой большой наградой святитель считал для себя принятие с добрым намерением его слов. Проповеди его были услышаны не только в России, а были переведены на немецкий и французский языки.
Любовь к богослужению и частной молитве были характерной чертой его подвижнического пути. Он не только священнодействовал, но и сам, как простой инок, принимал участие в чтении и пении в лавре, в домовой церкви, в Гефсиманском скиту и других церквах Московской епархии. Святитель Филарет был миротворцем: если замечал вражду между кем-либо из своих пасомых, то прилагал все усилия к умиротворению. Внутренний духовный мир и нравственные качества митрополита Филарета более всего видны в его мудрых изречениях, которые содержатся в его «Словах» и частных письмах к духовным и мирским людям.
Любвеобильный пастырь проявлял внимание как к коронованным особам и государственным мужам, так и к чадам Церкви, отбывающим наказание в тюрьмах и на каторге. Известна молитва, составленная для заключенных святителем.

«В наше многомятущее время мы много хвалимся, да мало каемся, а время советует меньше хвалиться, да больше молиться», — говорил святитель Филарет, он глубоко понимал духовную жизнь, жил ею и передавал ее другим. При жизни еще святитель был наделен от бога особыми дарованиями: утешения скорбящих, исцеления больных, провидением, молитвенным дерзновением, милосердием. Канонизирован митрополит Филарет в 1994 г. в Москве.• Начало подготовки издания полного перевода Библии на русском языке, которая должна была занять свое место рядом с церковнославянской Библией, относится к первой четверти XIX в. В 1825 г., в связи с закрытием русского Библейского общества, издававшего переводы, работа была приостановлена. Возобновилась она в начале 1850-х гг. по инициативе Святейшего Синода и велась силами четырех Духовных академий до первой половины 1870-х гг., и в 1876 г. появился «синодальный» перевод Библии.

Житие

Священноисповедник святитель Феодосий (Ганицкий)

Иван Ганицкий — сын священника села Руда Васильковского уезда Киевской губернии. По окончании Киевской семинарии 22-летний Иван Ганицкий был назначен в 1882 году преподавателем Закона Божия при Ак-Шенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии.

С 1890 года служил бухгалтером в Казенной палате. 17 апреля 1899 года в Крестовой церкви Таврическогоархиерейского дома пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года монах Феодосий был рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день — во иеромонаха с назначением настоятелем церкви при Таврическом епархиальном свечном заводе; 5 мая переведен в экономы архиерейского дома. 15 августа иеромонаха Феодосия назначили настоятелем Бахчисарайского Успенского скита, два месяца спустя, 13 октября, — благочинным второго благочиннического округа Таврической епархии, а 7 ноября 1900 года резолюцией епископа Таврического Николая (Зиорова) временно — благочинным всех монастырей Таврической епархии.

 

 

Читать дальше

Согласно указу Святейшего Синода от 17 декабря 1900 года, иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена, а 28 декабря — переведен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. 1 февраля 1901 года игумена Феодосия освободили от должности благочинного женских монастырей, а 29 июля 1903 года — и мужских. Вслед за этим — 11 августа 1903 года — он подал прошение, по которому указом Святейшего Синода был удален от должности настоятеля Балаклавского монастыря с назначением в братство Московского Покровского миссионерского монастыря.

Во время русско-японской войны, 10 апреля 1904 года, он отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви отряда Красного Креста при братстве во имя святой Евгении, на что получил благословение священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Московского. В действующей армии игумен Феодосий со всем тщанием исполнял возложенные на него обязанности. 10 ноября 1905 года он возвратился в Москву, в Покровскую обитель, где был награжден многими церковными и государственными наградами за усердие и труды, понесенные во время военных действий.

12 июля 1906 года был назначен казначеем Чудова монастыря.

В 1909 года игумен Феодосий стал настоятелем Московского Златоустовского монастыря. 25 марта он был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря назначен благочинным Московских монастырей. В этой должности он пробыл вплоть до 1920 года, когда по распоряжению советской власти монастырь был закрыт.

Тогда святитель патриарх Тихон возложил на отца Феодосия новое послушание — служение церкви в епископском сане. 18 мая 1920 года состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии. С этого времени и по 1929 год он служил в Успенском соборе Коломны и жил в доме соборного протоиерея Василия Пробатова. Все время своего архипастырства на Коломенской кафедре владыка вел активную проповедническую деятельность, восстанавливал монашескую и вообще церковную, духовную жизнь, вызывая раздражение советской власти. Коломенским ОГПУ была привлечена целая сеть осведомителей, в задачу которых входила тщательная слежка за владыкой. Многочисленные рапорты с донесениями о проповедях епископа Феодосия говорят о нестерпимой злобе как к владыке, так и к церкви в целом. Однако в его вдохновенных речах не было никаких резких или оскорбительных выражений против существующего строя и даже простых намеков на политические обстоятельства того времени.

Однако причину для ареста все же удалось найти: в июле 1921 года в Коломне совершался ежегодный крестный ход в память избавления города от холеры и во время литургии диакон помянул всех погибших «от губительныя болезни», в том числе на первом месте «благоверного государя наследника цесаревича и великого князя Николая Александровича». Епископ Феодосий был сразу же арестован за поминовение членов царской фамилии. Но верующие отстояли своего епископа — собрали большое число подписей под прошением председателю Московской чрезвычайной комиссии об освобождении владыки Феодосия, и властям пришлось отступить.

Получив весной 1922 года воззвание патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей из храмов и распоряжение раздать его духовенству для оглашения во всех приходах, владыка не дал своего благословения на прочтение воззвания в храмах. Летом того же года епископ Феодосий заявил о неприятии обновленчества и стал настойчиво порицать обновленцев. В декабре 1922 года владыка был арестован по делу патриарха Тихона и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, где он пробыл до освобождения в 1924 году, когда дело не было прекращено Верховным судом СССР.

Епископ Феодосий, где бы он ни служил, поминал только местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) и не поминал власти. Некоторая часть коломенского духовенства боялась следовать в этом за владыкой из опасения репрессий. В Коломне сложилась сложная и напряженная ситуация, и тогда владыка подал прошение митрополиту Сергию об увольнении на покой. 25 сентября 1929 года прошение было удовлетворено. Некоторые клирики, перешедшие в обновленческий раскол, оклеветали архиерея, и через месяц он был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Вместе с владыкой было арестовано 18 человек — в основном монахов Старо-Голутвина монастыря, единомысленных с владыкой священников, а также близких к нему мирян.

5 декабря 1929 года было зачитано обвинение, в котором говорилось: «Ганицкий изобличается в том, что на протяжении своего пребывания в городе Коломне с 1924 года под прикрытием церкви и борьбы с безбожием занимался организацией и объединением реакционно-монархического элемента и лиц, активно борющихся с советской властью; вновь стал восстанавливать распущенные в период революции монастыри, которые стали функционировать нелегально, прикрываясь общиной верующих. Руководителями отдельных организаций, монастырей, религиозных общин подбирались и назначались лица из числа непримиримых врагов советской власти, уже отбывавшие за свою контрреволюционную деятельность ссылку. Под общим его, Ганицкого, как епископа руководством и с его ведения из числа упомянутой группы лица вели скрытую и открытую контрреволюционную агитацию».

Владыка в ответ написал: «В обвинении, мне объявленном, ни в чем себя не признаю виновным, ибо оно голословно и бездоказательно».

3 февраля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила епископа Феодосия к пяти годам ссылки в Северный край. 28 мая 1933 года его освободили, разрешив свободное проживание. Епископ Феодосий, которому тогда было уже семьдесят три года, возвратился сначала в Коломну, а затем поселился у верующих людей в селе Сушково Луховицкого района (ныне город Луховицы), неподалеку от храма Казанской иконы Божией Матери. Туда он ходил молиться до своей праведной кончины, последовавшей 3 мая 1937 года. Погребен он был за алтарём Казанского храма.

Верующие бережно сохраняли и благоукрашали могилу святителя даже во времена самых лютых гонений.Сейчас мощи святого положены в раке в Сергиевском храме Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, где почивают и ныне.